КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Барышева Ольга Александровна,
Кандидат филологических наук
Дата рождения – 29 июля
Должность – доцент
ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ
русская литература, русский язык, русский язык как иностранный.
ОБРАЗОВАНИЕ
2001 – 2006 гг. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, филологический факультет. Квалификация: Филолог, преподаватель по специальности «Филология». Диплом с отличием.
2006 – 2009 гг. Аспирантура при кафедре литературы Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.
В 2010 г. присуждена учёная степень кандидата филологических наук.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
2017 – Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (г.Москва). Программа: «Обучение чтению художественной литературы на уроках русского языка»а;
2017 – Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Программа: «Современные технологии в сфере организации и планирования образовательного процесса в условиях модернизации высшего образования»;
2017 – Иркутский национальный исследовательский технический университет. Программа: «Русский язык как иностранный: лингводидактический аспект»;
2014 – Российский университет дружбы народов (г. Москва). Программа: «Инновационные основы профессинальной деятельности педагогов русского языка как неродного»;
2012 – Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (г.Москва). Программа: «Оптимизация и интенсификация языкового учебного процесса по РКИ на начальном этапе»;
2012 – Лингвистический центр Военного университета Министерства Обороны РФ. Программа: «Методы и технологии преподавания русского языка как иностранного».
Постоянный участник научно-методических вебинаров Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (г.Москва).
ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Иностранный язык (русский как иностранный)
КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ
12-13 мая 2011 г. – III Международная научно-практическая конференция
«Духовно-нравственные основы русской литературы», КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома;
26-27 апреля 2012 г. – II Международная научная конференция «Genius loci как историко-культурный феномен», КГТУ, г. Кострома;
10 апреля 2013 г. – III Международная научная конференция «Культура повседневности и образ «маленького человека» в критике И. А. Дедкова, в научном и художественном сознании ХХ века», КГТУ, г. Кострома;
12 апреля 2013 г. – IV Международная научно-практическая конференция
«Духовно-нравственные основы русской литературы», КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома;
2 октября 2013 г. – IX Ежегодная региональная образовательная конференция
«Современные тенденции в области преподавания иностранного языка», г. Ярославль;
11 декабря 2013 г. – Ежегодная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров», г. Ярославль;
5 марта 2014 г. – Международная конференция «Чтения Ушинского»: Культура. Литература. Язык, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль;
17-19 декабря 2014 г. – Ежегодная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров», г. Ярославль;
20 апреля 2015 г. – V Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные основы русской литературы», КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома;
15-16 декабря 2015 г. – 1-ая научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов», г. Ярославль.
20-22 апреля 2016 г. – XV международная научно-практическая конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории», РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
28 марта 2016 г. – Международный научно-методический семинар «Русский язык как иностранный»: лингводидактический аспект, г. Иркутск;
19-20 декабря 2016 г. – 2-ая научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов», г. Ярославль;
27-28 апреля 2017 г. – VI Международная научно-практическая конференция
«Духовно-нравственные основы русской литературы», г. Кострома;
16-18 ноября 2017 г. – научно-практическая интернет-конференция «Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации», г. Ярославль;
21–22 декабря 2017 г. – 3-я научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов», г. Ярославль;
25 мая 2018 г. – IV Международная научно-методическая конференция «Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты», г. Омск.
Почётная грамота от начальника Военного университета В. Марченкова за добросовестное исполнение служебных обязанностей;
Грамота от начальника филиала ВКА им. А.Ф. Можайского (г. Ярославль) А. А. Ильиных за разумную инициативу, трудовую дисциплину, усердие и старание, проявленные при исполнении своих обязанностей;
Благодарственное письмо иностранных обучающихся (Алжир, Вьетнам, Монголия) за ежедневный труд и профессиональную помощь в изучении русского языка как иностранного.
Является автором 3 учебно-методических пособий и 32 научных публикаций.
СПИСОК
научных и учебно-методических работ кандидата филологических наук
Барышевой Ольги Александровны
Учебно-методические пособия
№ п/п
|
Наименование работы
|
Форма работы
|
Выходные данные
|
Объем, с. (п. л.)
|
Соавторы
|
1.
|
Тренировочные тесты и задания по русскому языку как иностранному
|
Печ.
|
Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – 63 с.
|
63
(3, 75)
|
|
2.
|
Русский язык как иностранный. Внеаудиторное чтение: учебно-методическое пособие
|
Печ.
|
Кострома: Костромской государственный университет, 2018. – 146 с.
|
146
(7,5)
|
Котлов
Сергеева
|
3.
|
Русский язык как иностранный. Аудирование: учебно-методическое пособие
|
Печ.
|
Кострома: Костромской государственный университет, 2018. – 50 с.
|
50
(2)
|
Котлов
Сергеева
|
Научные публикации
№ п/п
|
Наименование работы
|
Форма работы
|
Выходные данные
|
Объем, с. (п. л.)
|
Соав-торы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Научные труды
|
1.
|
Народно-поэтические мотивы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
|
Печ.
|
Литература в школе. Москва, 2007. № 4. С. 2-5.
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
5
0,4 п. л.
|
|
2.
|
Духовно-нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Под небом ночным»
|
Печ.
|
Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей: В 2 ч. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. Ч. 2. С. 137-144.
|
5
0,4 п.л.
|
|
3.
|
Тема семьи и рода в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
|
Печ.
|
Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. № 4. С. 118-124.
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
5
0,4 п. л.
|
|
4.
|
Мотивы агиографической литературы в рассказе В. Г. Распутина «Изба»
|
Печ.
|
Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. № 3. С. 109-113.
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
5
0,4 п. л.
|
|
5.
|
Тема духовной связи поколений в рассказе В. Г. Распутина «В ту же землю»
|
Печ.
|
Литература в школе. Москва, 2009. № 6. С. 6-9.
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
5
0,4 п. л.
|
|
6.
|
Художественная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Век живи – век люби»
|
Печ.
|
Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. С. 292-297.
|
7
0,6 п.л.
|
|
7.
|
Духовно-нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «В ту же землю»
|
Печ.
|
Филологические штудии: Сборник научных трудов. Иваново: ОАО «Издательство “Иваново”», 2009. Вып. 12. С. 82-88.
|
8
0,7 п. л.
|
|
8.
|
Кризис семейных устоев в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
|
Печ.
|
На Костромской земле: Литературно-художественный сборник. Кострома: ГП «Областная типография им. М. Горького», 2009. С. 155-168.
|
2
0,14 п. л.
|
|
9.
|
«Охранительная» идея в повести В. Г. Распутина «Пожар»
|
Печ.
|
Кострома. Genius Loci» – 2012. – № 4. – С. 98–100.
|
3
(0,25)
|
|
10.
|
Использование аудиоматериалов при обучении русскому языку как иностранному на основном курсе
|
Печ.
|
Актуальные вопросы подготовки и воспита-ния офицерских кад-ров: Материалы 2-й научно-методической конференции «Актуальные вопросы подготовки и воспита-ния офицерских кадров» (Ярославль, 11 декабря 2013 года). Ярославль: Филиал ВКА им. А. Ф. Можай-ского (г. Ярославль), 2014. С. 85–88.
|
3
(0,25)
|
|
11.
|
Пронзительность выражения поэзии и трагедии русской жизни» (к вопросу о проблематике и поэтике рассказа В. Г. Распутина «В ту же землю»)
|
Печ.
|
Культура. Литература. Язык: Сб. материалов международной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, 5 марта 2014). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014. С. 92-97.
|
3
(0,25)
|
|
12.
|
«Язык – кровь литературы» (к вопросу о языке прозы В. Г. Распутина)
|
Печ.
|
Язык русской литературы ХХ–ХХI вв.: Выпуск 5 : сборник научных статей / под общ. ред. О. П. Мурашёвой, Н. А. Николиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. С. 12-17.
|
4
(0,3)
|
|
13.
|
Духовно-нравственное звучание образа огня в повести В. Г. Распутина «Пожар»
|
Печ.
|
Духовно-нравственные основы русской литературы: сборник научных статей / науч. ред. Ю. В. Лебедев; отв. ред. А. К. Котлов. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. С. 171-174.
|
4
(0,3)
|
|
14.
|
Обучение чтению художественного произведения на занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе
|
Печ.
|
Актуальные вопросы подготовки и воспита-ния офицерских кад-ров: Материалы 3-й научно-методической конференции 17–19 декабря 2014 года. Ярославль: Филиал ВКА им. А. Ф. Можай-ского (г. Ярославль), 2015. С. 156–158.
|
3
(0,3)
|
|
15.
|
Специфика анализа художественного текста на занятиях по русскому языку как иностранному (рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»)
|
Печ.
|
Русская литература в иностранной аудитории: Сборник научных статей. Вып. 5. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 294-297.
|
4
(0,25)
|
|
16.
|
Особенности работы с аудиотекстом на занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе (на примере притчи «Всё оставляет свой след»)
|
Печ.
|
Язык, культура, менталитет : проблемы изучения в иностранной аудитории : сборник научных статей XV международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 72–75.
|
4
(0,3)
|
|
17.
|
Работа с публицистическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе (на примере «Писем о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва
|
Печ.
|
Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов: Материалы 1-й научно-методической конференции 15–16 декабря 2015 года. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2016. С. 117–119.
|
4
(0,3)
|
|
18.
|
Особенности работы с художественным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (рассказ В. П. Астафьева «Индия»)
|
Печ.
|
Человек в информационном пространстве : сборник научных трудов / под общ. ред. Т. П. Курановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. С. 21–25.
|
5
(0,25)
|
|
19.
|
Концепт «прощание» в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»
|
Печ.
|
Духовно-нравственные основы русской литературы: сборник научных статей / науч. ред. Ю. В. Лебедев; отв. ред. А. К. Котлов. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. С. 214–216.
|
4
(0,3)
|
|
20.
|
«Всякая нация может и должна учиться у другой…» (к вопросу о диалоге культур на занятиях по русскому языку как иностранному на материале аутентичных аудиотекстов)
|
Печ.
|
Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2016. Вып. 19. С. 14–18.
|
3
(0,25)
|
Сергеева
|
21.
|
Основные особенности работы с художественным текстом на внеаудиторных занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе
|
Печ.
|
Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов: Материалы 2-й научно-методической конференции 19–20 декабря 2016 года. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2017 С. 123–125.
|
3
(0,2)
|
|
22.
|
Художественный текст как ключ к пониманию души народа (работа с рассказом В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в иностранной аудитории)
|
Печ.
|
Русский язык как иностранный: лингводидактический аспект: материалы Международного научно-
методического семинара / под ред. Л. Г. Корчагиной, Л. И. Захаровой, М. Н. Карапетовой, Ж. Д. Маюровой, Е. Е. Щербаковой (Иркутск, 28 марта, 2017 г.). Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2017. С. 111–115.
|
5
(0,35)
|
|
23.
|
Работа со звучащим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере притчи «Твоё окружение»)
|
Печ.
|
Вопросы теории и методики профессионального образования: материалы конференции «Чтения Ушинского» / под ред. д-ра ист. наук, профессора М. В. Новикова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. С. 16–21.
|
6
(0,3)
|
|
24.
|
Особенности работы с художественным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится»)
|
Печ.
|
Русская литература в иностранной аудитории: сборник научных статей. Вып. 6. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. C 148–151.
|
4
(0,3)
|
|
25.
|
Обучающий и воспитательный потенциал медиаресурсов на занятиях по русскому языку как иностранному
|
Печ.
|
Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации: сборник научных трудов / под общ.ред. Н. В. Аниськиной, Л. В. Уховой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. Т. 1. С. 326–330.
|
5
(0,3)
|
Сергеева
|
26.
|
Работа с поэтическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере стихотворения А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»)
|
Печ.
|
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 181–183.
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
3
(0,4)
|
|
27.
|
Работа со звучащим текстом как важнейшая составляющая обучения русскому языку как иностранному (на примере работы с аудиотекстом «Это хорошо»)
|
Печ.
|
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 178–180.
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
3
(0,4)
|
Сергеева
|
28.
|
Организация внеаудиторного чтения при обучении русскому языку как иностранному в высшем учебном заведении
|
Печ.
|
Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов: Материалы 3-й научно-методической конференции 21–22 декабря 2017 года. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2018. С. 47–50.
|
4
(0,3)
|
Сергеева
|
29.
|
Воспитательная роль русской литературы при работе с художественным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере рассказа Ю. Я. Яковлева «Игра в красавицу»)
|
Печ.
|
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 159-161.
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
3
(0,4)
|
Сергеева
|
30.
|
Аудирование и интерпретация аутентичного текста как средство формирования коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному
|
Печ.
|
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 155-157
(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)
|
3
(0,4)
|
Сергеева
|
31.
|
Обучающий и воспитательный потенциал медиаресурсов на занятиях по русскому языку как иностранному
|
Печ.
|
Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации: сборник научных трудов / под общ.ред. Н. В. Аниськиной, Л. В. Уховой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. Т. 1. С. 326–330.
|
4
(0,4)
|
Сергеева
|
32.
|
Активные и интерактивные технологии обучения русскому языку как иностранному в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны
|
Печ.
|
Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты [Текст]:материалы IV Международной научно-методической конференции (25 мая 2018 г.). – Омск: Изд-во «Ипполитова», ОАБИИ, 2018. – 430 с. С. 347-350
|
3
(0,4)
|
Сергеева
|
Расширения для Joomla