КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Барышева Ольга Александровна,

Кандидат филологических наук

Дата рождения –  29 июля

Должность – доцент

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

русская литература, русский язык, русский язык как иностранный.

ОБРАЗОВАНИЕ

2001 – 2006 гг. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, филологический факультет. Квалификация: Филолог, преподаватель по специальности «Филология». Диплом с отличием.

2006 – 2009 гг. Аспирантура при кафедре литературы Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.

В 2010 г. присуждена учёная степень кандидата филологических наук.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

2017 – Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (г.Москва). Программа: «Обучение чтению художественной литературы на уроках русского языка»а;

2017 – Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Программа: «Современные технологии в сфере организации и планирования образовательного процесса в условиях модернизации высшего образования»;

2017 – Иркутский национальный исследовательский технический университет. Программа: «Русский язык как иностранный: лингводидактический аспект»;

2014 – Российский университет дружбы народов (г. Москва). Программа: «Инновационные основы профессинальной деятельности педагогов русского языка как неродного»;

2012 – Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (г.Москва). Программа: «Оптимизация и интенсификация языкового учебного процесса по РКИ на начальном этапе»;

2012 – Лингвистический центр Военного университета Министерства Обороны РФ. Программа: «Методы и технологии преподавания русского языка как иностранного».

Постоянный участник научно-методических вебинаров Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (г.Москва).

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Иностранный язык (русский как иностранный)

КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 

12-13 мая 2011 г. – III Международная научно-практическая конференция

«Духовно-нравственные основы русской литературы», КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома;

26-27 апреля 2012 г. – II Международная научная конференция «Genius loci как историко-культурный феномен», КГТУ, г. Кострома;

10 апреля 2013 г. – III Международная научная конференция «Культура повседневности и образ «маленького человека» в критике И. А. Дедкова, в научном и художественном сознании ХХ века», КГТУ, г. Кострома;

12 апреля 2013 г.  – IV Международная научно-практическая конференция

«Духовно-нравственные основы русской литературы», КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома;

2 октября 2013 г. – IX Ежегодная региональная образовательная конференция

«Современные тенденции в области преподавания иностранного языка», г. Ярославль;

11 декабря 2013 г. – Ежегодная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров», г. Ярославль;

5 марта 2014 г. – Международная конференция «Чтения Ушинского»: Культура. Литература. Язык, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль;

17-19 декабря 2014 г. – Ежегодная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы подготовки и воспитания офицерских кадров», г. Ярославль;

20 апреля 2015 г.  – V Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные основы русской литературы», КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома;

15-16 декабря 2015 г. – 1-ая научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов», г. Ярославль.

20-22 апреля 2016 г. – XV международная научно-практическая конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории», РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

28 марта 2016 г. – Международный научно-методический семинар «Русский язык как иностранный»: лингводидактический аспект, г. Иркутск;

19-20 декабря 2016 г. – 2-ая научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов», г. Ярославль;

27-28 апреля 2017 г. – VI  Международная научно-практическая конференция

«Духовно-нравственные основы русской литературы», г. Кострома;

16-18 ноября 2017 г. – научно-практическая интернет-конференция «Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации», г. Ярославль;

21–22 декабря 2017 г. – 3-я научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов», г. Ярославль;

25 мая 2018 г. – IV Международная научно-методическая конференция «Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты», г. Омск.

Достижения

Почётная грамота от начальника Военного университета В. Марченкова за добросовестное исполнение служебных обязанностей;

Грамота от начальника филиала ВКА им. А.Ф. Можайского (г. Ярославль) А. А. Ильиных  за разумную инициативу, трудовую дисциплину, усердие и старание, проявленные при исполнении своих обязанностей;

Благодарственное письмо иностранных обучающихся (Алжир, Вьетнам, Монголия) за ежедневный труд и профессиональную помощь в изучении русского языка как иностранного.

Список научных трудов

Является автором 3 учебно-методических пособий и 32 научных публикаций. 

СПИСОК

научных и учебно-методических работ кандидата филологических наук

Барышевой Ольги Александровны 

Учебно-методические пособия 

№ п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объем, с. (п. л.)

Соавторы

1.

Тренировочные тесты и задания по русскому языку как иностранному

Печ.

Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. – 63 с.

63

(3, 75)

 

2.

Русский язык как иностранный. Внеаудиторное чтение: учебно-методическое пособие

Печ.

Кострома: Костромской государственный университет, 2018. – 146 с.

146

(7,5)

Котлов

Сергеева

3.

Русский язык как иностранный. Аудирование: учебно-методическое пособие

Печ.

Кострома: Костромской государственный университет, 2018. – 50 с.

50

(2)

Котлов

Сергеева

 

Научные публикации 

№ п/п

Наименование работы

Форма работы

Выходные данные

Объем, с. (п. л.)

Соав-торы

1

2

3

4

5

6

Научные труды

1.

Народно-поэтические мотивы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Печ.

Литература в школе. Москва, 2007. № 4. С. 2-5.

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

5

0,4 п. л.

 

2.

Духовно-нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Под небом ночным»

Печ.

Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей: В 2 ч. Кострома:  КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. Ч. 2. С. 137-144. 

5

0,4 п.л.

 

3.

Тема семьи и рода в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Печ.

Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008.  № 4. С. 118-124.

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

 

5

0,4 п. л.

 

4.

Мотивы агиографической литературы в рассказе В. Г. Распутина «Изба»

Печ.

Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. № 3. С. 109-113.

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

5

0,4 п. л.

 

5.

Тема духовной связи поколений в рассказе В. Г. Распутина «В ту же землю»

Печ.

Литература в школе. Москва, 2009. № 6.  С. 6-9. 

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

5

0,4 п. л.

 

6.

Художественная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Век живи – век люби»

Печ.

Духовно-нравственные основы русской литературы: Сборник научных статей. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009.  С. 292-297. 

7

0,6 п.л.

 

7.

Духовно-нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «В ту же землю»

Печ.

Филологические штудии: Сборник научных трудов. Иваново: ОАО «Издательство “Иваново”», 2009. Вып. 12. С. 82-88. 

8

 0,7 п. л.

 

8.

Кризис семейных устоев в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Печ.

На Костромской земле: Литературно-художественный сборник. Кострома: ГП «Областная типография им. М. Горького», 2009. С. 155-168. 

2

0,14 п. л.

 

9.

«Охранительная» идея в повести В. Г. Распутина «Пожар»

Печ.

Кострома. Genius Loci» – 2012. – № 4. – С. 98–100.

3

(0,25)

 

10.

Использование аудиоматериалов при обучении русскому языку как иностранному на основном курсе

Печ.

Актуальные вопросы подготовки и воспита-ния офицерских кад-ров: Материалы 2-й научно-методической конференции «Актуальные вопросы подготовки и воспита-ния офицерских кадров» (Ярославль, 11 декабря 2013 года). Ярославль: Филиал ВКА им. А. Ф. Можай-ского (г. Ярославль), 2014. С. 85–88.

3

(0,25)

 

11.

Пронзительность выражения поэзии и трагедии русской жизни» (к вопросу о проблематике и поэтике рассказа В. Г. Распутина «В ту же землю»)

Печ.

Культура. Литература. Язык: Сб. материалов международной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, 5 марта 2014). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет  им. К. Д. Ушинского, 2014. С. 92-97.

3

(0,25)

 

12.

«Язык – кровь литературы» (к вопросу о языке прозы В. Г. Распутина)

Печ.

Язык русской литературы ХХ–ХХI вв.: Выпуск 5 : сборник научных статей / под общ. ред. О. П. Мурашёвой, Н. А. Николиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. С. 12-17.

 

4

(0,3)

 

13.

Духовно-нравственное звучание образа огня в повести В. Г. Распутина «Пожар»

Печ.

Духовно-нравственные основы русской литературы: сборник научных статей / науч. ред. Ю. В. Лебедев; отв. ред. А. К. Котлов. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014. С. 171-174.

4

(0,3)

 

14.

Обучение чтению художественного произведения на занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе

Печ.

Актуальные вопросы подготовки и воспита-ния офицерских кад-ров: Материалы 3-й научно-методической конференции 17–19 декабря 2014 года. Ярославль: Филиал ВКА им. А. Ф. Можай-ского (г. Ярославль), 2015. С. 156–158.

 

3

(0,3)

 

15.

Специфика анализа художественного текста на занятиях по русскому языку как иностранному (рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»)

Печ.

Русская литература в иностранной аудитории: Сборник научных статей. Вып. 5. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 294-297.

4

(0,25)

 

16.

Особенности работы с аудиотекстом на занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе (на примере притчи «Всё оставляет свой след»)

Печ.

Язык, культура, менталитет : проблемы изучения в иностранной аудитории : сборник научных статей XV международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 72–75.

4

(0,3)

 

17.

Работа с публицистическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе (на примере «Писем о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва

Печ.

Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов: Материалы 1-й научно-методической конференции 15–16 декабря 2015 года. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2016. С. 117–119.

4

(0,3)

 

18.

Особенности работы с художественным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (рассказ В. П. Астафьева «Индия»)

Печ.

Человек в информационном пространстве : сборник научных трудов / под общ. ред. Т. П. Курановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. С. 21–25.

5

(0,25)

 

19.

Концепт «прощание» в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Печ.

Духовно-нравственные основы русской литературы: сборник научных статей / науч. ред. Ю. В. Лебедев; отв. ред. А. К. Котлов. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. С. 214–216.

 

4

(0,3)

 

20.

«Всякая нация может и должна учиться у другой…» (к вопросу о диалоге культур на занятиях по русскому языку как иностранному на материале аутентичных аудиотекстов)

Печ.

Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2016. Вып. 19. С. 14–18.

3

(0,25)

Сергеева

21.

Основные особенности работы с художественным текстом на внеаудиторных занятиях по русскому языку как иностранному на основном курсе

Печ.

Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов: Материалы 2-й научно-методической конференции 19–20 декабря 2016 года. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2017  С. 123–125.

3

(0,2)

 

22.

Художественный текст как ключ к пониманию души народа (работа с рассказом В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в иностранной аудитории)

Печ.

Русский язык как иностранный: лингводидактический аспект: материалы Международного научно-

методического семинара / под ред. Л. Г. Корчагиной, Л. И. Захаровой, М. Н. Карапетовой, Ж. Д. Маюровой, Е. Е. Щербаковой (Иркутск, 28 марта, 2017 г.). Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2017. С. 111–115.

5

(0,35)

 

23.

Работа со звучащим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере притчи «Твоё окружение»)

Печ.

Вопросы теории и методики профессионального образования: материалы конференции «Чтения Ушинского» / под ред. д-ра ист. наук, профессора М. В. Новикова. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. С. 16–21.

6

(0,3)

 

24.

Особенности работы с художественным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится»)

Печ.

Русская литература в иностранной аудитории: сборник научных статей. Вып. 6. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. C 148–151.

4

(0,3)

 

25.

Обучающий и воспитательный потенциал медиаресурсов на занятиях по русскому языку как иностранному

Печ.

Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации: сборник научных трудов / под общ.ред. Н. В. Аниськиной, Л. В. Уховой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. Т. 1. С. 326–330.

 

5

(0,3)

Сергеева

26.

Работа с поэтическим текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере стихотворения А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»)

Печ.

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 181–183.

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

3

(0,4)

 

27.

Работа со звучащим текстом как важнейшая составляющая обучения русскому языку как иностранному (на примере работы с аудиотекстом «Это хорошо»)

Печ.

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 3. С. 178–180.

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

3

(0,4)

Сергеева

28.

Организация внеаудиторного чтения при обучении русскому языку как иностранному в высшем учебном заведении

Печ.

Вопросы совершенствования подготовки военных специалистов: Материалы 3-й научно-методической конференции 21–22 декабря 2017 года. Ярославль: ЯВВУ ПВО, 2018. С. 47–50.

4

(0,3)

Сергеева

29.

Воспитательная роль русской литературы при работе с художественным текстом на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере рассказа Ю. Я. Яковлева «Игра в красавицу»)

Печ.

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 159-161.

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

3

(0,4)

Сергеева

30.

Аудирование и интерпретация аутентичного текста как средство формирования коммуникативной компетенции при обучении русскому языку как иностранному

Печ.

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 155-157

(Журнал включен в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ)

 

3

(0,4)

Сергеева

31.

Обучающий и воспитательный потенциал медиаресурсов на занятиях по русскому языку как иностранному

 

Печ.

Человек в информационном пространстве: понимание в коммуникации: сборник научных трудов / под общ.ред. Н. В. Аниськиной, Л. В. Уховой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. Т. 1. С. 326–330.

4

(0,4)

Сергеева

32.

Активные и интерактивные технологии обучения русскому языку как иностранному в Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны

Печ.

Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты [Текст]:материалы IV Международной научно-методической конференции (25 мая 2018 г.). – Омск: Изд-во «Ипполитова», ОАБИИ, 2018. – 430 с. С. 347-350

3

(0,4)

Сергеева

 

Расширения для Joomla